Новость

Главная / Новости / Новость

23.06.2020

[image]

Компания "АльфаСтрахование" предлагает две группы продуктов для авиарынка: страхование рисков перевозчиков и пассажиров. Заместитель генерального директора по авиационному страхованию Илья Кабачник в ходе онлайн-пресс-конференции рассказал о ситуации, сложившейся в отрасли. И без того убыточное страхование авиакомпаний вследствие коронавирусного кризиса станет ещё более проблемным бизнесом, уверен он.

Повод гордиться

Прежде чем нарисовать довольно безрадостную картину в сегменте авиационного страхования, И. Кабачник не без гордости рассказал о работе самих страховщиков в условиях пандемии коронавируса. С одной стороны, страховая защита должна предоставляться непрерывно, а раз так, необходимо продлевать полисы, проводить перерасчёт премий, а в ряде случаев и заниматься урегулированием убытков. С другой стороны, как и множество компаний в период пандемии, страховщики были вынуждены переводить своих сотрудников на удалённую работу. Причём это относится не только к России: рынок перестрахования - международный, офисы страховых компаний опустели во множестве стран. "Это был серьёзный вызов для нас, можем ли мы как индустрия продолжать предоставлять сервис своим клиентам, - рассуждает И. Кабачник. - И мы можем сказать, что смогли обеспечить бесперебойный сервис, несмотря на неработающий офис".

Даже с учётом сокращения объёма перевозок, работы у страховщиков стало заметно больше. Размер страховой премии, рассчитываемый исходя из прогнозов по перевозкам на момент заключения договора, зависит от величины тарифа, а также объёмных показателей (например, для пассажирских перевозок - от количества рейсов и пассажиров). Однако цифры фактических перевозок оказались в 10, а то и 20 раз ниже плановых. В штатной ситуации (хотя столь масштабный обвал никак не может называться штатной ситуацией) перерасчёт премии и возврат части денежных средств нужно было бы провести в конце периода действия договора. Но сегодня очевидно, что ни одна авиакомпания не достигнет плановых показателей, а оборотные средства всем буквально жизненно необходимы. Поэтому перевозчики просили пересчитать премии и начать возвращать деньги уже весной.

Аналогичная ситуация - по страхованию КАСКО. Для крупных авиакомпаний тарифная система построена так, что при выводе самолёта из эксплуатации более чем на 14 суток тариф пересчитывается на "наземный риск", который, как правило, составляет 30% от полного тарифа КАСКО. Это обстоятельство требовало проведения перерасчёта.

Наконец, по части договоров подошёл период пролонгации. В этой ситуации сделать достоверный прогноз на будущие 12 месяцев было решительно невозможно. Приходилось искать решения, которые позволили бы страховой компании обеспечить поступление денежных средств, прежде всего переходить на продукты с минимальной гарантированной премией.

Убытков больше

Впрочем, не только организационными проблемами запомнится 2020 год страховщикам. Вкратце состояние можно описать как "было плохо, а потом ухудшилось всё, что только могло ухудшиться". Впрочем, обо всё по порядку. 2019 год завершился для отрасли заметными потерями: сказались катастрофа Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Ethiopian Airlines, в которой погибли 157 человек, а также катастрофа Superjet 100 авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" (41 погибший). Также в результате аварийной посадки был полностью уничтожен Airbus A321 авиакомпании "Уральские авиалинии".

Минувший год оказался для мировой страховой индустрии убыточным, что предопределило рост тарифов. Но уже первое полугодие 2020 года показало, что ситуация с аварийностью может ухудшаться и далее. "Кто-то может предположить, что раз никто никуда не летает, поэтому, по крайней мере, убытков нет, - говорит И. Кабачник. - На самом деле убытки есть, и если смотреть на крупные убытки, то год начался крайне неудачно". Первым событием стало уничтожение в небе над Тегераном пассажирского лайнера Boeing 737 авиакомпании "Международные авиалинии Украины", жертвами происшествия стали 176 человек. А в мае 2020 года катастрофа Airbus A320 авиакомпании Pakistan International Airlines около Карачи привела к гибели 97 пассажиров и членов экипажа, а также одного человека на земле. Таким образом, 2020 год уже превзошёл по количеству жертв и показатели прошлого года, и средние цифры за пять лет. Точные оценки убытков по этим двум событиям пока отсутствуют, но можно с уверенностью сказать, что первое полугодие не сулит отрасли ничего утешительного. "Тренд на повышение тарифов, который был в прошлом году, никуда не делся, он остался", - резюмировал замдиректора "АльфаСтрахование".

Касательно крупных убытков, урегулированием которых занимается непосредственно "АльфаСтрахование", И. Кабачник оценивает ситуацию в позитивном ключе. По авиапроисшествию с "Уральскими авиалиниями" выплаты по КАСКО за самолёт выполнены ещё в прошлом году, однако полностью закрыть расчёты удалось не сразу: несмотря на отсутствие погибших и тяжело раненных, возникли нюансы, связанные с тем, что на разбившемся лайнере были установленные двигатели, арендованные по отдельному от воздушного судна договору. Кроме того, длительное время заняли переговоры с владельцем сельхозугодий относительно величины ущерба, причинённого ставшему знаменитым кукурузному полю.

Несколько сложнее обстоят дела с выплатами после катастрофы самолёта "Аэрофлота". Как известно, продолжается расследование авиапроисшествия, не завершено судебное разбирательство в рамках уголовного дела. По КАСКО выплаты также выполнены, однако блок вопросов, связанных с выплатой возмещений родственникам погибших и пострадавшим, не решён до сих пор. С одной стороны, отмечает И. Кабачник, "мы продвигались достаточно хорошим темпом, и, наверное, больше, чем с половиной семей мы достигли урегулирования по компенсационным выплатам". С другой, традиционно часть семей обращается к услугам адвокатов, пытаясь добиться большей компенсации, нежели предложенная перевозчиком, диалог с ними продолжится и далее. Дополнительной проблемой стала вспышка коронавирусной инфекции: даже если с кем-то из потерпевших были достигнуты договорённости, то некоторое время стороны не могли подписать мировое соглашение, так как суды были закрыты.

Инвестиционный доход отсутствует

Страховые компании складывают свои доходы из полученных страховых премий, а также из доходов от инвестиционной деятельности: средства зачастую удаётся приумножить, вкладывая их в ценные бумаги. Однако коронавирусный кризис болезненно ударил и по фондовому рынку, поэтому финансовая база страховых компаний во всём мире пошатнулась. Но если ранее страховые организации могли себе позволить вести операционную деятельность с околонулевой рентабельностью, потому что они располагали и инвестиционным доходом, то теперь это невозможно. Остаётся только один выход: повышать тарифы, чтобы страховые операции были гарантированно прибыльными.

Высокая убыточность по авиационному страхованию в мире, умноженная кризисом, приводит и к тому, что количество желающих заработать на страховании сокращается, констатирует замдиректора "АльфаСтрахование". "Нельзя вести бизнес, который обречён на убыточность, - поясняет он причины "мора" на страховом рынке. - Мы уже очень близки к квазимонопольной ситуации. По крупным рискам тяжеловато становится, манёвра по цене уже нет. Есть какая-то консенсусная цена - к ней и движемся".

Риски растут

Существует расхожее мнение, согласно которому наивысший уровень безопасности полётов достигается в отсутствии таковых. Однако к рискам этот подход не применим. Повреждения стоящих на земле воздушных судов другими самолётами, наземной техникой - не редкость, во всём мире такие события происходят практически ежедневно. Да и при техническом обслуживании возможны свои "сюрпризы". Поэтому типичные условия договоров страхования предполагают, что при простое воздушного судна свыше 14 дней тариф "переключается" на наземные риски и сокращается до уровня 30% от обычного.

Но когда в каком-либо аэропорту стоят десятки лайнеров, резко увеличиваются риски, связанные с природными и техногенными происшествиями. И. Кабачник напомнил, что полис страхования обеспечивает защиту всего парка, поэтому если сразу несколько самолётов авиакомпании будут повреждены, компенсировать урон нужно будет по каждому лайнеру. "Если вы весь свой парк поставите рядком в одном географическим месте, то вероятность такого развития событий [единовременное повреждение большого количества самолётов одного перевозчика - "АвиаПорт"] резко возрастает. И это не обязательно какие-то ужасные события, типа… извержения вулкана, хотя это тоже возможный сценарий. А есть, например, сравнительно простая вещь типа града. К сильному граду самолёты вполне себе восприимчивы. Ущерб каждому самолёту может быть и небольшим, но всё вместе будет производить впечатление", - объяснил он.

Кроме того, по мнению И. Кабачника, даже при наличии заблаговременно полученного неблагоприятного метеопрогноза, предупреждающего о граде, ливне с риском затопления, либо о штормовом ветре, вывести самолёты из-под удара стихии будет затруднительно: воздушные суда законсервированы, пилоты сидят по домам, и быстро подготовить к вылету множество бортов невозможно.

Кроме того, и выход отрасли из состояния шоковой заморозки и длительного перерыва в полётах чреват ростом числа происшествий, полагает специалист. "Если у вас резко возрастает объём перевозок…, повышается количество происшествий, связанных со столкновениями на земле, с повреждениями грузовиками и так далее", - сказал он. Наглядной иллюстрацией актуальности этого прогноза стало произошедшее спустя несколько дней после мероприятия столкновение в аэропорту "Пулково" двух самолётов Airbus авиакомпаний S7 и "Уральские авиалинии".

Премий меньше

Онлайн-пресс-конференцию И. Кабачник открыл довольно мрачным описанием: "Ситуация чудовищная. Она беспрецедентна. Такого никогда не было. И никто не может сказать, когда и как всё это закончится". Существенная трудность во взаимоотношениях страховщиков и перевозчиков сводится к тому, что авиакомпании не в состоянии спрогнозировать объёмы своей деятельности. При этом величина премии, зависящей от величины тарифа и производственных показателей, фиксируется в начале срока действия договора и пересчитывается в конце срока его действия. Для страховщиков текущая ситуация оборачивается тем, что во втором квартале сальдо стало отрицательным - компаниям из-за проведённого перерасчёта пришлось возвращать страхователям больше средств, чем они получали по договорам. Но в то же время страховщикам необходимо формировать резервы, чтобы была возможность выполнить свои обязательства при наступлении страховых случаев.

Делать прогнозы в ситуации полной неопределённости - занятие неблагодарное, однако внутренние оценки по объёму премий за 2020 год у "АльфаСтрахование" есть. "Что мы увидим в России по итогам года - мы пока не знаем, но, скорее всего, объём премий по авиационному страхованию будет ниже, чем в предыдущем году, процентов на 10-20, - предполагает И. Кабачник. - Но это многофакторная история, потому что она зависит от тарификации, объёма перевозок, курса рубля к доллару".

Защитить от чрезмерного падения сбора премий должен пересмотр подходов к тарификации. Как было отмечено ранее, до недавнего времени по многим договорам страхования тариф был фиксированным, а премия зависела от фактического объёма перевозок. Однако на будущие периоды заключаются договоры с минимальными показателями по сбору премий. "Такие договоры всегда были, но сейчас это становится абсолютным правилом. То есть мы не готовы заключать договор, в котором нет минимума премии", - резюмировал замдиректора "АльфаСтрахование".

Завершая обзор положения дел на рынке, И. Кабачник обратил внимание на угрозу банкротства перевозчиков. Ситуация, когда авиакомпании возобновляют полёты, не является подтверждением того, что отрасль выходит из зоны риска. Напротив, всё лето компании будут работать себе в убыток, а по окончании года окажутся в "чудовищном" финансовом положении. "Статистика будет показывать восстановление рынка перевозок, финансово это будет означать, что они [авиакомпании - "АвиаПорт"] двигаются вниз, продолжают уходить в отрицательную зону. И поэтому либо будут какие-то масштабные пакеты государственной помощи, но на это… сейчас ничто не указывает, либо мы имеем очень высокий шанс ухода компаний из бизнеса, - объясняет он. - Для нас это очень существенный фактор. Поэтому кредитные риски - это та часть, на которую мы с самого начала развёртывания кризиса COVID-2019 обращаем особое внимание".

Источник: www.aviaport.ru