Новость

Главная / Новости / Новость

04.02.2019

[image]

Согласно действующему законодательству Российской Федерации, воздушные суда (ВС) государственной авиации (Минобороны, ФСБ, ФТС, МЧС и Росгвардии) освобождены от платы за обслуживание в российских гражданских аэропортах. Все расходы, которые в связи с этим несут операторы, государство обязуется компенсировать. Для этой цели при формировании федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период Федеральному агентству воздушного транспорта выделяются средства, которые оно затем распределяет между "потратившимися" аэропортами в соответствии с установленными правилами. Тем не менее, в последние годы аэропорты всё чаще сталкиваются с отказом в предоставлении компенсаций из-за банальной нехватки средств. Решить проблему должно вышедшее в январе постановление правительства, исключившее из правил предоставления субсидий пункт, где в качестве основания для отказа в выплате компенсации значилось отсутствие в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Росавиации.

В частности, постановлением правительства РФ №7 от 16 января 2019 года "О порядке возмещения расходов на услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за обеспечение полётов воздушных судов, и внесении изменений в правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение организациям недополученных доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за них" определено, что возмещение расходов будет осуществляться путём предоставления субсидий из бюджета в размере, обеспечивающем компенсацию недополученных аэропортами доходов от предоставления услуг в полном объёме. Минфин должен будет предусматривать всю необходимую на компенсации сумму ещё на стадии формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год. При этом отсутствие в текущем финансовом году лимитов бюджетных обязательств, доведённых до Росавиации, больше не сможет стать законным основанием для отказа в возмещении расходов (соответствующий пункт правил предоставления субсидий признан утратившим силу).

Вопрос о своевременном возмещении недополученных доходов многократно поднимался Международной ассоциацией аэропортов (МАА), которая объединяет крупнейшие воздушные гавани РФ. "Мы неоднократно обращали внимание на проблему компенсации гражданским аэропортам расходов за обслуживание воздушных судов силовых ведомств, которая характерна для многих российских аэропортов. Страдают как крупные аэропорты, так и небольшие региональные аэропорты, которые в периоды природных катаклизмов принимают большое количество воздушных судов государственной авиации", - подчеркнул в беседе с "АвиаПортом" исполнительный директор МАА Сергей Никотин.

Так, в апреле прошлого года ассоциация направила подписанное С. Никотиным письмо в адрес Министерства транспорта, Министерства финансов и Росавиации (есть в распоряжении "АвиаПорта"), в котором подчёркивалось, что при ежегодной потребности более 500 млн рублей из бюджета на компенсации выделяется в полтора-два раза меньше. К примеру, в 2016 году объём предусмотренных средств федерального бюджета составлял чуть более 315 млн рублей, а в 2017 и 2018 годах ещё меньше: 266,754 и 253,164 млн рублей соответственно. В результате, как отмечалось в письме, в 2016 году отказ в субсидировании получили 46 аэропортов, а в 2018 году - уже более 70 аэропортов. Здесь нужно внести ремарку, что объём средств всё же удавалось увеличивать за счёт перераспределения бюджетных ассигнований. Например, в 2018 году сумма выросла до 445,5 млн рублей (данные по состоянию на 31 декабря 2018 года, опубликованные на сайте Росавиации), 445,4 млн из которых перечислили аэропортам. Тем не менее, на всех этих денег всё равно не хватило: в прошлом году воздушные гавани подали 179 заявлений на общую сумму 642 млн рублей.

В качестве наглядного примера авторы письма привели Международный аэропорт "Сочи". По данным МАА, за три года только эта воздушная гавань не получила возмещение недополученных доходов на общую сумму 106,87 млн рублей (в 2016 году - 26,53 млн рублей, в 2017 году - 47,17 млн рублей, в 2018 году - 33,17 млн рублей). Эти средства планировалось направить на развитие и совершенствование аэропортовой инфраструктуры, в том числе в рамках реализации программ подготовки и проведения в России Чемпионата мира по футболу в 2018 году. Аналогичная ситуация складывалась и в отношении целого ряда других российских аэропортов.

В том же письме МАА специалисты предложили несколько возможных путей решения проблемы, в том числе и полный переход на платную систему оказания услуг по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов госавиации. Также ассоциация предложила закрепить в законодательстве обязательность переноса объёма выпадающих доходов аэропортов, непогашенного за счёт субсидий в текущем году, на будущий и последующие финансовые годы или же возможность отнесения этого непогашенного объёма на себестоимость или на иное уменьшение налогооблагаемой базы аэропортов. В МАА подчёркивали, что все три варианта имеют как плюсы, так и минусы, и при этом требуют внесения существенных изменений в законодательство РФ, что, безусловно, сопряжено со значительными временными затратами. В связи с этим фактом в МАА предложили и ряд других, более оперативных мер, требующих лишь незначительных поправок, включая изменение порядка предоставления субсидий и возложение на Росавиацию обязанности публиковать в открытом доступе информацию о размере компенсаций, очерёдности их предоставления и получателях. Часть предложений в конечном итоге нашла отражение в постановлении правительства №7.

Также важно отметить, что в июле 2018 года Конституционный суд (КС) РФ, рассмотрев соответствующую жалобу МАА, признал положения пункта 3 статьи 69 Воздушного кодекса РФ и пунктов 3 и 6 Правил предоставления субсидий не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими в случае исчерпания лимитов не обеспечивается определённость условий возмещения юридическим лицам расходов на предоставление услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полётов ВС, освобождённых от взимания платы за оказанные услуги. При этом КС указал, что Федеральному собранию и правительству РФ надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. На это президент МАА Евгений Чудновский обратил особое внимание в письме, направленном в октябре прошлого года в адрес министра транспорта Евгения Дитриха (с ним "АвиаПорт" также ознакомился).

В аэропортовом сообществе принятое постановление встретили с воодушевлением. В пресс-службе "Шереметьево" подчеркнули, что до настоящего момента у российских аэропортов "ежегодно возникала фактически безнадёжная дебиторская задолженность, причём эти недополученные доходы было невозможно взыскать правовыми способами". "Это постановление должно помочь решить накопившиеся проблемы с регулярной неполной компенсацией (или полном отказом в компенсации) расходов на услуги по аэропортовому и наземному обеспечению полётов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобождённых в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за обеспечение полётов воздушных судов", - выразили надежду в "Шереметьево". Согласны с московскими коллегами и в Новосибирске. В пресс-службе "Толмачёво" положительным моментом для аэропортов в принятом постановлении назвали наличие условий, обеспечивающих компенсацию недополученных доходов от предоставления услуг в полном объёме.

Скорее всего, без увеличения размеров дополнительных бюджетных ассигнований получить компенсацию в полном объёме уже в этом году выйдет не у всех аэропортов. В 2019 году до Росавиации доведены лимиты бюджетных обязательств на цели предоставления субсидий в размере 257,2 млн рублей. Однако только по состоянию на 14 января (информация размещена на сайте Росавиации) воздушные гавани подали 97 заявлений, при этом общий размер компенсаций на этот день уже составлял 689,1 млн рублей.

В МАА считают, что отсрочки не исключены и в последующие годы, но принятое постановление как минимум позволит сократить срок ожидания компенсаций. "На наш взгляд, данное постановление говорит о том, что аэропортовое сообщество услышали. Насколько известно, механизм компенсации понесённых аэропортами убытков теперь будет заключаться в том, что в законодательстве будет предусмотрена обязательность переноса непогашенного за счёт субсидий в текущем году объёма выпадающих доходов аэропортов на будущий год (впрочем, в самом постановлении этот механизм не прописан - "АвиаПорт"), - прокомментировал С. Никотин. - В таком случае реализация данного предложения решит проблему ограниченности лимита предусмотренных на указанные цели бюджетных ассигнований текущего года и гарантирует полное возмещение гражданским аэропортам недополученных доходов, в худшем случае - с отсрочкой на год. Насколько этот механизм эффективен, будет понятно через два-три года".

Источник: www.aviaport.ru