Новость

Главная / Новости / Новость

25.07.2017

[image]

ФГУП "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (Госкорпорация по ОрВД) на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017, прошедшем на прошлой неделе в Жуковском, представило проект новой Стратегии развития аэронавигационной системы (АНС) России. Документ, разработанный совместно с компанией Strategy Partners Group, предполагает, что к 2025 году в России появятся зоны свободного воздушного пространства: это позволит оптимизировать траектории полётов и сократить время в пути, что в свою очередь будет способствовать снижению расходов эксплуатантов и операционных затрат АНС.

Как уже сообщал "АвиаПорт", проект новой стратегии развития АНС разработан по поручению заместителя председателя российского правительства Аркадия Дворковича. Подготовка документа велась при участии всех заинтересованных сторон: представителей авиакомпаний, эксплуатантов авиации общего назначения, регуляторов отрасли, производителей аэронавигационного оборудования, силовых структур и провайдера аэронавигационных услуг. Ожидаемый для экономики страны эффект от реализации мероприятий, обозначенных в стратегии, в целом составит около 74 млрд рублей в год. При этом наибольшей экономии планируется достичь за счёт максимального приближения реальных траекторий полёта к оптимальным для пользователей (порядка 28 млрд рублей ежегодно) и обеспечения уровня инвестиционных и операционных затрат системы АНС, сопоставимого с объёмом и качеством оказываемых услуг (около 21 млрд рублей).

Напомним, в рамках МАКС-2017 прошёл круглый стол, посвящённый проекту разработки стратегии, в котором приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, производителей аэронавигационного оборудования, авиакомпаний и провайдеров аэронавигационных услуг. В ходе мероприятия заместитель генерального директора Госкорпорации по ОрВД Евгений Мельников рассказал о целях, задачах и организации создания этого документа, начальник отдела аэронавигационного обеспечения Минтранса Дмитрий Степанко представил доклад о роли и значении аэронавигационной системы, а представитель Strategy Partners Group Вадим Гинзбург подробнее рассказал о направлениях развития, обозначенных в стратегии. Кроме того, на круглом столе пользователи аэронавигационных услуг (представители авиакомпаний, Совета Потребителей, Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов, Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта и Международной ассоциации воздушного транспорта) поделились своими ожиданиями от внедрения стратегии развития АНС на долгосрочную перспективу. Также в рамках круглого стола при участии руководителя Госкорпорации по ОрВД Игоря Моисеенко в формате дискуссии прошло общественное обсуждение проекта.

Дмитрий Степаненко в ходе своего выступления рассказал, что с 2010 года пассажиропоток вырос более чем на 55%, пассажирооборот - более чем на 46%, а рост грузооборота за этот же период составил более 39%. При этом он подчеркнул, что АНС - важный элемент отрасли, влияющий на эффективность и безопасность перевозок, и от её развития будет зависеть решение многих существующих проблем. Представитель Минтранса напомнил, что подобный проект разрабатывается не впервые. В 2006 году правительственной Комиссией по транспорту и связи была выбрана концепция создания развития АНС России, однако мероприятия, предусмотренные планом её реализации, в значительной степени не были выполнены в силу как объективных, так и субъективных причин: программу пришлось свернуть, прежде всего, в связи с появившимися на волне кризиса проблемами финансирования.

Между тем, отметил Д.Степаненко, в мире идёт активное обновление аэронавигационных систем, направленное на повышение безопасности полётов и пропускной способности воздушного пространства, улучшение качества обслуживания, снижение затрат пользователей воздушного пространства и минимизации нагрузки на окружающую среду. "Необходима комплексная адаптация авиационной отрасли к новым реалиям, направленная на повышение технического уровня, клиентоориентированности, инвестиционной привлекательности, включая оптимизацию стратегических нормативно-правовых документов при синхронизации работы всех участников, - считает он. - Это определяет необходимость создания новой системы аэронавигационного планирования, и, в первую очередь, аэронавигационного плана России".

Он также добавил, что практическая значимость новой АНС, в первую очередь, заключается во внедрении системы аэронавигационного планирования РФ, способной решать целый спектр задач, в том числе по обеспечению возможности использования системного подхода при модернизации ЕС ОрВД, соблюдению национальных интересов государства и требований по обеспечению государственной безопасности, безопасности использования воздушного пространства и социально-экономического развития РФ. По его словам, необходимо также обеспечить соответствие новой АНС России потребностям пользователей воздушного пространства, а также совместимость документов планирования развития аэронавигационной системы России с документами стратегического планирования Российской Федерации.

По словам Евгения Мельникова, главная цель проекта - разработка стратегии развития АНС России до 2030 года и аэронавигационного плана РФ, которые бы отвечали таким требованиям, как снижение себестоимости рейсов, сокращение времени полётов, повышение осведомлённости участников воздушного движения, снижение эмиссии загрязняющих веществ. При этом, безусловно, должно быть гарантировано обеспечение безопасности полётов. "На данный момент проходит обсуждение сама стратегия развития аэронавигационной системы Российской Федерации до 2030 года, в рамках которого идёт анализ текущей ситуации. Выявлены проблемы аэронавигационной отрасли, определено видение и целевые показатели развития АНС, определены направления развития и набор инициатив", - сообщил Е.Мельников.

В своём докладе, также представленном на круглом столе, Вадим Гинзбург подчеркнул, что воздушное пространство - это стратегический природный ресурс, от эффективности использования которого зависит не только экономическая составляющая, но и время пассажиров, а также экологическая ситуация в РФ. При этом он уточнил, что документы, определяющие развитие аэронавигации, раньше зачастую принимались без участия самих потребителей. "Мы подошли к этой работе, наверное, впервые в новейшей истории, с точки зрения требований к аэронавигационной системе, формулирования, а что же пользователи, потребители тех услуг, которые аэронавигационная система оказывает, хотят от неё получить, и что они получают на сегодняшний день", - рассказал В.Гинзбург.

Для достижения целей стратегии сформулированы 32 инициативы, разделённые на пять направлений развития: эффективные траектории полёта, оптимальная пропускная способность и гибкость, эффективные операции в аэропорту, функционально совместимые системы и данные, а также эффективные затраты АНС. Предполагается, что внедрение новой стратегии АНС будет способствовать существенной экономии топлива и времени полётов: одна из основных задач, включённых в разработанный проект стратегии, - создание к 2025 году зон свободного воздушного пространства. Кроме того, от применения новой стратегии ожидают улучшения пропускной способности российских аэропортов (в том числе, предполагается переход к сокращённым интервалам эшелонирования при взлёте и посадке ВС), повышения пропускной способности и безопасности на лётном поле (будут внедрены системы обзора и контроля лётного поля), а также модернизации систем связи (прежде всего, за счёт создания сети и развития инфраструктуры для передачи данных с воздушного судна на землю, а также запуска общесистемного управления информацией).

Председатель комитета АЭВТ по аэронавигационному обслуживанию Леонид Щербаков подчеркнул, что национальное законодательство и международная практика свидетельствуют, что для обеспечения устойчивого развития аэронавигации в стране требуется принятие актуального стратегического документа, выражающего интересы всех участников. Он считает, что причины того, что прежняя стратегия развития аэронавигационной системы не работает, заключаются в том, что она не ориентировалась на устранение реальных проблем пользователей, а разрабатывалась, в основном, применительно к системе организации воздушного движения. "В результате неточно поставленных стратегических целей выполнялись планы по инвестициям и номенклатуре принимаемых в эксплуатацию средств и систем, но качественного обучения, функционирования и развития аэронавигационной системы не происходило, - пояснил он. - Главная задача текущего дня - применение методов аэронавигационного планирования применительно ко всей деятельности по использованию воздушного пространства".

Стоит добавить, что документ ещё не обрёл окончательный вид: он будет доработан с учётом замечаний и предложений пользователей аэронавигационных услуг, озвученных на круглом столе. "Мы услышали здесь много замечаний в отношении стратегии. Мы собрались здесь, чтобы понять где, когда и в каком качественном состоянии мы будем находиться в ближайшие годы и на перспективу до 2030 года, чтобы понять, какие деньги мы потратим, какое оборудование поставим и какую качественную услугу пользователи получат по результатам нашей совместной работы. Вот это - главная задача", - прокомментировал И.Моисеенко, подводя итоги круглого стола. Заместитель директора по международному сотрудничеству и протоколу, пресс-секретарь Госкорпорации по ОрВД Николай Ивашов сообщил "АвиаПорту", что проект аэронавигационной стратегии окончательно будет завершён к маю 2018 года. "Затем он будет передан законадательным властям для рассмотрения", - уточнил он.

Источник: www.aviaport.ru